Планируемые результаты образования

Подготовительный класс

ЖИВОПИСЬ (64 часа) Задания подготовительного  класса знакомят учащихся со свойствами живописных материалов (гуашь, акварель) и их техническими возможностями, с основами цветоведения и их применением в практической работе. Учащиеся постигают способы передачи пространства и объема с помощью цвета.

КОМПОЗИЦИЯ (37 часов) Задания подготовительного  класса знакомят учащихся с элементами композиции, с освоением изобразительной поверхности,  с понятиями: форма, пропорции и строение предметов, дают первоначальное понятие о законах и средствах композиции.

ИСТОРИЯ ИСКУССТВ (36 часов) Учащиеся должны:  1.Знать: первоначальные понятия о формах и видах искусства, этапах в истории развития искусства; основные формы живописи, формы исторического бытования картины; базовые понятия изобразительных искусств(жанр, композиция); назначение этюдов, эскизов, набросков; определение дпи , специфику его выразительных средств; об таких видах изобразительного искусства, как скульптура, архитектура и графика; ориентироваться в основных понятиях скульптуры: материалы, размеры, пластика, ваяние, плоскость и объем, основные художественные музеи Москвы и Санкт-Петербурга, представляющие отечественное и зарубежное искусство; историю образования музейных коллекций; важнейшие произведения коллекций (по каждому музею).  2. Уметь: отличать произведения искусства разных форм и видов, объяснять их отличия; соотносить произведения изобразительного искусства с конкретным жанром; различать виды скульптуры; отличать основные архитектурные стили и типы архитектурных форм (светские и культовые); применять полученные знания о музеях на практике при посещении музеев


1 класс

ЖИВОПИСЬ (64 часа) В первом  классе программа   по живописи предполагает закрепление умений и навыков. Учащиеся получают новые знания о цвете, влиянии среды и освещения. Углубляют понятия о способах передачи пространства и объема посредством живописи – при помощи тона и цвета.

РИСУНОК (37 часов) Знакомство с правильным наложением штриха. Изучение тонового контраста. Упражнение в точной и выразительной передаче формы. Композиция предметов на листе. Сравнение предметов по размерам, форме, пропорциям. Знакомство с понятием силуэта, передача характеров предметов, выразительность крупной формы.

Понятие симметрии, способ использования вспомогательных линий. Рисование природных форм. Знакомство  с техникой «гризайль».

КОМПОЗИЦИЯ (37 часов). В 1-м классе развиваются знания и умения в области цвета. Происходит освоение пространственных явлений и передача их на плоскости. Рисование по наблюдению.  Рисование  по представлению.  Представление об эмоциональной выразительности цвета, цвет и настроение. Ритмическая организация изображения способом повторения и группировки предметов, использование чередования элементов, близких по форме, цвету, величине, сочетание силуэтного пятна и линии. Преодоление штампа при изображении предметов; развитие способности наблюдать и рассматривать предметы, передавать характерные черты строения, общую форму, особенности предметов близких по форме. Умение изображать основное строение фигуры человека и животного (туловище, шея, голова, конечности); передавать характерные особенности фигуры человека в движении (изгиб спины, поворот или наклон головы).

ИСТОРИЯ ИСКУССТВ (36 часов) Учащиеся должны:  1.Знать: основные этапы в художественном развитии первобытной культуры и культуры Древнего мира; основные этапы в художественном развитии византийского искусства, искусства  раннего Средневековья, романского искусства и готического искусства, средневекового искусства стран Востока;  культурные доминанты этих эпох; роль и место наследия Древнего мира и Средневековья в художественной культуре современности. 2. Уметь:  отличать произведения искусства первобытной культуры, Древнего мира и Средних веков; воспроизводить полученные знания о произведениях культуры, характерных для этих эпох;  пользоваться справочным материалом по искусству (книги, фильмы, интернет и др.)

2 класс

ЖИВОПИСЬ (69 часов) Во втором  классе учащиеся продолжают знакомство с различными приемами работы живописными материалами, способами изображения. Знакомство с различными фактурами предметов и их изображением. Постановки усложняются. Вводятся более сложные по форме предметы, драпировки со складками. Задания носят более длительный характер.   

РИСУНОК (74 часа) В первом классе учащиеся начинают, а во втором продолжают знакомиться с техникой «гризайль», развивают умение мыслить большими отношениями света и тени. Постепенно увеличивается количество предметов, усложняется их ракурс и конструкция, натюрморты дополняются драпировками со складками разной формы. Изучается линейная  перспектива.

КОМПОЗИЦИЯ (37 часов). Во 2 классе  происходит освоение изобразительного пространства в горизонтальном и вертикальном направлениях. : размещение предметов с сохранением их взаимно пространственного положения. Уравновешенность элементов изображения, роль их взаимного расположения, согласованность по величине, форме и цвету. Композиционная организация плоскости. Освоение плановости пространства, передний, средний и дальний планы пейзажа, использование разных точек зрения: высокий и низкий горизонт. Развитие чувства равновесия в рисунке при ассиметричном заполнении плоскости. Отход от стандартного расположения по центру листа, умение вести продолжительную работу над композицией, используя предварительные наброски, эскизы, умение отбирать нужные объекты для передачи содержания. Изучение пространственных явлений в одном предмете. Изучение строения человека, приобретение навыка передачи движения.

ИСТОРИЯ ИСКУССТВ (36 часов) Учащиеся должны: 1.Знать: основные этапы в художественном развитии искусства Древней Руси, Возрождения, и русского искусства до XVII века культурные доминанты этих эпох; эстетические идеалы Древней Руси и Возрождения; роль и место Ренессанса, искусства Древней Руси, русского искусства XIII – XVII вв. в художественной культуре современности. 2. Уметь:  - отличать произведения искусства Возрождения и Древней Руси;  воспроизводить полученные знания о произведениях искусства, характерных для Древней Руси и Возрождения;   пользоваться справочным материалом по искусству (книги, фильмы, интернет и др.); самостоятельно оценивать произведения искусства пройденных периодов. 


3 класс

ЖИВОПИСЬ (68 часов) В третьем классе продолжается работа над натюрмортами, но с более высокими требованиями к их исполнению. Натюрморты носят ясно выраженный тематический характер, намечается их связь со станковой композицией.

РИСУНОК ( 72 часов) Третий класс начинается с усложненных тематических постановок, где учащиеся все больше развивают умение воплощать свой творческий замысел, подчеркивать художественно-графический образ натюрморта, грамотно пользуясь образным языком графики.

КОМПОЗИЦИЯ (37 часов). В 3 классе изучается форма, пропорции, конструкция предметов. Цвет и освещение. Пространственные явления и передача их на плоскости. Выражение в рисунке покоя или движения за счет определенного порядка расположения элементов изображения, передача эмоционального состояния человека через характер его движений. Умение передавать смысловые связи предметов в сюжетном рисунке, выражение сюжета через характер позы, движения, с помощью одежды. Работа пятном, передача характерных особенностей фигуры человека, выразительность и своеобразие каждой фигуры. первоначальное знакомство с понятием  «колорит», поиск гармоничного сочетания цветов. Развитие пространственного мышления, наглядная перспектива в открытом пространстве.

ИСТОРИЯ ИСКУССТВ (36 часов) Учащиеся должны: 1.Знать: - основные этапы в художественном развитии искусства барокко, рококо, Просвещения, классицизма, русского искусства  XVIII – XIX вв, романтизма, реализма и искусство Америки колониального периода; Культурные доминанты искусства этих эпох и направлений; эстетические идеалы, характеризующие искусство рококо, Просвещения, классицизма, русского искусства  XVIII – XIX вв., романтизма, реализма и искусство Америки колониального периода;   роль и место искусства изученных стилей в художественной культуре современности. 2. Уметь: отличать произведения искусства, характерные для данных эпох и стилей;  самостоятельно оценивать произведения искусства, характерные для данных эпох и стилей;  пользоваться специальной литературой, справочным материалом по искусству (книги, фильмы, интернет и др.), анализировать его и пересказывать.


4 класс

ЖИВОПИСЬ (69 часов) В четвертом классе учащиеся закрепляют умения и навыки полученные за четыре предыдущих года обучения. Задания по живописи направлены на дальнейшее  совершенствование технического мастерства учащихся и создание итоговой живописной работы, а именно тематической многофигурной станковой композиции.

РИСУНОК (74 часов) Программа четвёртого класса по рисунку полностью посвящена работе над художественно-графическим образом работ. Преподаватель ставит перед собой цель формирования индивидуальности учащегося, его творческого восприятия реальности. Учащемуся даётся возможность воплощать задуманный образ постановки, самому выбирать композицию натюрморта, способ его выполнения, делая его более гармоничным и выразительным. Преподаватель лишь направляет учащегося, добиваясь целостности и грамотности выполненной работы. В четвёртом классе учащийся продолжает изучать фигуру человека, делают наброски, для последующего использования их в композиции.

КОМПОЗИЦИЯ (37 часов) В 4 классе изучается композиционная организация плоскости. Освоение плановости пространства, передний, средний и дальний планы пейзажа, использование разных точек зрения: высокий и низкий горизонт. Развитие чувства равновесия в рисунке при ассиметричном заполнении плоскости. Отход от стандартного расположения по центру листа, умение вести продолжительную работу над композицией, используя предварительные наброски, эскизы, умение отбирать нужные объекты для передачи содержания. Изучение пространственных явлений в одном предмете.

ИСТОРИЯ ИСКУССТВ (36 часов) Учащиеся должны:


  • Знать


- основные художественные школы, исторические периоды развития изобразительного искусства во взаимосвязи с другими видами искусств, с соответствующей эпохой;

- основные работы мастеров изобразительного искусства;

- профессиональную терминологию;

- роль и место искусства прошлых эпох в художественной культуре современности.


  • Уметь


- самостоятельно анализировать произведения изобразительного искусства

- отличать произведения искусства, характерные для конкретных стилей и эпох


  • Показать наличие кругозора в области изобразительного искусства.